От кобанской культуры - к горным шахарам!
Кобанская культура взяла своё название от северокавказского аула Кобан, на чьей территории в середине XIX века случайно во время обвала одного из берегов обнаружили огромное захоронение со множеством любопытных предметов. Часть бронзовых изделий, найденных в могильнике, перевезли в Кавказский музей. Через некоторое время весть о новом открытии дошла до Москвы и привлекла внимание именитых учёных, поспешивших посетить удивительное место. Немецкие и французские исследователи также активно посещали селение Кобан. Вскоре похожие артефакты стали встречаться археологам и в других районах Кавказа, обеспечивая деятелей науки необходимым материалом для исследований далёкого исторического прошлого.
Кроме мастерства обработки металла кобанцы могли похвастаться отлаженным земледелием и животноводством. Их дома располагались в труднодоступных скалистых местностях и являли собой сооружения из глины или камня, возведенные в непосредственной близости друг от друга. Люди, жившие в них, не избегали контактов с окружающими народами: были развиты торговые связи с киммерийцами, азиатами и другими поселенцами Кавказа.
С наступлением первого тысячелетия н. э. праингушские народности Северного Кавказа в письменных источниках именуются аланами. Аланы отметились в истории как племена, устраивавшие в IV-V веках военные походы на западноевропейские земли и принимавшие участие в ирано-византийских столкновениях в VI-VII веках. Попав в экономико-политическую зависимость от Хазарского Каганата, аланы выступали на стороне хазар, когда те воевали с арабами.
В X столетии аланы основали государство, центром которого был «город солнца» Магас. Однако в XIII веке Аланию постигла участь многих земель, разоренных золотоордынскими завоевателями. Большая часть её отошла во владения Золотой Орды, но ряд горных селений остались непокоренными – народ яростно отстаивал свое право на свободу и независимость, упоминания о борьбе горцев с захватчиками встречаются во многих памятниках письменности. Благодаря этим мужественным людям традиции аланов, их язык и культура сохранились в горах Ингушетии и Чечни. Ещё одно мощное нашествие, которое предкам современных ингушей пришлось пережить, – набег войск знаменитого завоевателя Тамерлана в конце XIV века.
Когда наступил XV век, ингушские племена начали активно расселяться по долинам рек, но в XVI столетии из-за похода кабардинского князя Темрюка, поддерживаемого Россией, они были вынуждены покинуть обжитые территории. Вернувшись в горы, ингуши образовали там особые общества – шахары, напоминающие мини-государства с демократическим устройством. Шахары разрастались, и с XVII века народ вновь начал осваивать долины рек Терек, Асса, Камбилеевка, Сунжа. Это постепенное переселение происходило до XIX столетия.